ru
az
gb
ar
am
bg
hu
vi
nl
gr
ge
dk
id
es
it
cn
kr
lv
lt
de
no
pl
pt
ro
th
tr
tk
uz
ua
fr
cz
sv
et
jp
10.00-18.00, сб-вс вых.

Влияние гиалуроновой кислоты на гидратацию кожи

Оглавление

Прием пероральных добавок с целью кожного антивозрастного эффекта становится все более распространенным явлением. Гиалуроновая кислота (ГК) является перспективным кандидатом, так как является ключевым фактором сохранения гидратации тканей.

Чем обусловлено старение кожи?

Кожа является самым крупным органом организма, который действует как барьер, защищающий от внешних факторов. Из-за синергетических эффектов хронологического, внешнего и внутреннего старения внешний вид и целостность кожи ухудшаются с течением времени. Старение – это многофакторный процесс, определяемый как накопление повреждений.

Изменения кожи, связанные со старением, - это потеря увлажненности, эластичности и тургора (термин, оценивающий степень потери жидкости или обезвоживания организма). Морщины на лице являются наиболее заметными признанными признаками старения кожи, которые часто появляются в периорбитальной области и включают мелкие морщины.

Польза гиалуроновой кислоты для кожи

Гиалуроновая кислота (ГК) - это высокомолекулярный полисахарид, состоящий из повторяющихся полимерных дисахаридов типа д-глюкуроновая кислота и Н-ацетил-д-глюкозамин.

Она является основным компонентом внеклеточного матрикса кожи и играет ключевую роль в метаболизме дермы. Это одна из самых гидрофильных молекул в природе, и ее можно описать как природный увлажняющий крем (1, 2). С возрастом содержание ГК в эпидермисе снижается с 0,03% у женщин в возрасте от 19 до 47 лет и до 0,015% у женщин в возрасте 60 лет и вдвое до 0,007% у женщин в возрасте 70 лет (3). В старческой коже ГК все еще присутствует в дерме, в то время как ГК эпидермиса полностью исчезает (4). Кроме того, полимеры ГК в стареющей коже обладают пониженной способностью поглощать воду, что является следствием потери влаги в коже, обычно наблюдаемой в стареющей коже (5).

Снижение содержания эпидермальной ГК является отличительным признаком старения кожи на молекулярной основе.

Более 50% общего содержания ГК в организме присутствует в коже. Помимо сказанного, она еще играет ключевую роль в поддержании внеклеточных пространств, сохранении гидратации тканей и облегчении транспорта растворенных ионов и питательных веществ к клеткам верхнего слоя кожи из-за своей влагоудерживающей способности (14). ГК может связывать до 6000 раз их объем в воде, таким образом контролируя гидратацию тканей. Кроме того, она защищает фибробласты от повреждения клеток, опосредованного гидроксильными радикалами, которые играют ключевую роль в старении кожи (15). Недавние исследования показывают, что ГК, через рецептор CD44, также способна увеличивать дифференцировку и подвижность клеток (16).

Свободные радикалы играют ключевую роль в старении кожи. Они непосредственно воздействуют на рецепторы цитокинов и факторов роста в клетках кожи и кератиноцитах и вызывают хроническое воспаление.

Известно, что этот процесс играет определенную роль в старении кожи, но точная природа его значения до сих пор не выяснена (17). ГК противодействует процессам старения благодаря своим противовоспалительным и радикальным очищающим свойствам. Она может одновременно осуществлять защиту как поглотитель свободных радикалов и в то же время быть мишенью для свободнорадикального воздействия, потому что и ей самой вредят более токсичные свободные радикалы. Результатом разрушения ГК свободными радикалами являются фрагменты ГК, которые сами по себе являются высокоангиогенными и воспалительными.

Это является обоснованием для защиты ГК антиоксидантами, чтобы предотвратить ее деградацию (4). Таким образом, комбинация антиоксидантов (витамин С, например) и ГК, потенциально может помочь сохранить целостность ГК и оказать значительное влияние как на естественное старение, так и на фотостарение.

Коллагеновые добавки для кожи

Важной тенденцией в уходе за кожей является использование диетических и пероральных добавок для улучшения внешнего вида кожи, так как здоровая кожа в значительной степени отражает общее состояние здоровья (6).

Структурные белки (коллагены, эластин) и гликозаминогликаны являются особенно перспективными агентами для омоложения кожи лица. Было зафиксировано, что пероральное добавление гидролизатов коллагена повышает эластичность кожи и уменьшает объем морщин вокруг глаз (7-9), другое исследование показало, что добавление пероральных коллагеновых пептидов улучшает плотность и увлажнение кожи (10). Другие микроэлементы добавляют положительный эффект на увядающую кожу. В исследовании, включавшем 53 добровольца женского пола, пероральная добавка, содержащая глюкозамин, аминокислоты, минералы и антиоксиданты, привела к значительному уменьшению количества видимых морщин и тонких линий, но не повлияла на гидратацию эпидермиса (11).

Целый ряд исследований добавок на основе гидролизата коллагена демонстрирует полезные эффекты для кожи (7, 8, 19), преимущественно на эластичность и уменьшение объема морщин, но в большинстве случаев не было положительных эффектов на увлажнение (гидратацию) кожи.

Содержащиеся в гидролизате коллагена пептиды приводят к повышению эластичности, вероятно, за счет увеличения биосинтеза макромолекул дермального матрикса или синтеза проколлагена I типа и эластина.

Это согласуется с физиологическим действием эластина и коллагена, поскольку эти компоненты волокон в основном отвечают за вязкоупругость кожи. Напротив, гидратация кожи тесно связана с содержанием и распределением дермальных гликозаминогликанов, особенно ГК.

Количество ГК в коже является одним из основных факторов, определяющих содержание влаги в коже (20).

Исследования роли гиалуроновой кислоты в увлажнении кожи

В последние годы ГК также стала активно использоваться в качестве пищевой добавки. Основной массив исследований, направленных на изучение свойств оральной формы ГК был направлен на лечение остеоартрита. Однако есть и несколько исследований по теме нашей статьи.

В японском исследовании прием ГК (120 мг/сут) с 2 различными молекулярными массами улучшил состояние кожи за счет увеличения содержания влаги у женщин в возрасте от 35 до 60 лет, которые жаловались на сухость и дряблость кожи или морщины вокруг наружного кантуса (12). В экспериментальном исследовании той же авторской группы ГК удалось предотвратить сухость кожи и утолщение эпидермиса у безволосых мышей после ультрафиолетового облучения (18).

В другом эксперименте была исследована комбинированная добавка, состоящая из гидролизованного коллагена, гиалуроновой кислоты, витаминов и минералов (9). В этом исследовании прием этой комплексной добавки в течение 60 дней привел к заметному уменьшению сухости кожи, морщин и носогубной складки.

А в недавнем исследовании (13) с участием европейских женщин, оценивали влияние ГК (30 мг/сут), дополненной биотином, витамином С, медью и цинком, на гидратацию кожи, эластичность, шероховатость и глубину морщин.

Двадцать испытуемых женского пола со здоровой кожей в возрастной группе от 45 до 60 лет принимали препарат один раз в день в течение 40 дней. Различные кожные параметры были объективно оценены до первого приема, через 20 и через 40 дней.

Прием раствора ГК приводил к значительному повышению эластичности кожи, увлажнению кожи, а также к значительному уменьшению шероховатости кожи и глубины морщин.

Гидратация кожи в исходном состоянии составила 39,32 ± 5,17 и достоверно увеличилась до 47,79 ± 8,19 через 20 дней и до 48,87 ± 8,41 через 40 дней.


Это соответствует увеличению гидратации кожи на 21,63% при первой оценке через 20 дней и на 24,43% через 40 дней. В оба момента времени увлажнение кожи было значительно выше, чем до приема внутрь. Максимальное увеличение гидратации кожи составило 37,18%.

До приема препарата общие значения эластичности (отношение R2 = Ua / Uf) составляли 0,616 ± 0,056. Через 20 дней приема эластичность достоверно возросла до 0,668 ± 0,057, а через 40 дней приема еще раз были оценены достоверно более высокие значения 0,697 ± 0,051. Это соответствует общему увеличению эластичности на 8,58% на 20-й день по сравнению с началом исследования. Через 40 дней приема было отмечено увеличение на 13,25%. В ходе исследования наблюдалось непрерывное значительное увеличение эластичности от исходного уровня к 20-му дню до 40-го дня.


Максимальный прирост эластичности составил 26,16%.

До приема внутрь шероховатость кожи составляла 151,48 ± 17,92. Шероховатость кожи снизилась до 132,34 ± 18,47 через 20 дней и 125,94 ± 19,18 через 40 дней.


Шероховатость кожи уменьшилась от исходного уровня до оценки через 20 дней на 12,67%, а через 40 дней на 16,9%. максимальное снижение, наблюдаемое в этом исследовании, составило 30,40%.

Измерения глубины морщин были проведены у 6 пациентов. Глубина морщин перед приемом составляла 450,28 ± 209,12. Через 20 дней приема препарата глубина морщин значительно уменьшилась до 394,02 ± 191,74, а через 40 дней приема препарата было оценено дальнейшее значительное уменьшение глубины морщин до 331,35 ± 142,18. Это соответствует уменьшению глубины морщин на 12,5% через 20 дней и на 26,36% через 40 дней.

Максимальное уменьшение глубины морщин составило -37,57%. Фото наглядно показывают одного из участников до и после 40 дней приема ГК.

ДО приема.
ПОСЛЕ приема.

Добавка была хорошо переносима, никаких побочных эффектов на протяжении всего исследования отмечено не было.

Несмотря на обнадеживающие результаты, ученые полагают, что необходимы дополнительные исследования в более крупномасштабном двойном слепом плацебо-контролируемом режиме и в течение более длительного периода времени.


Источники

  1. Review Hyaluronan: its nature, distribution, functions and turnover. Fraser JR, Laurent TC, Laurent UB. J Intern Med. 1997 Jul; 242(1):27-33.
  2. Necas J, Bartosikova L, Brauner P, Kolar J. Hyaluronic acid (hyaluronan): a review. Vet Med. 2008;53:397–411.
  3. Evidence for structural changes in dermatan sulfate and hyaluronic acid with aging. Longas MO, Russell CS, He XY. Carbohydr Res. 1987 Jan 15; 159(1):127-36.
  4. Neudecker BA, Csoka AB, Mio K, Maibach HI, Stern R. Hyaluronan: the natural skin moisturizer In: Elsner PI, Maibach HI, eds. Cosmeceuticals: Drugs vs Cosmetics. New York, NY: Marcel Dekker; 2000:319–352.
  5. Age-dependent changes of hyaluronan in human skin.Meyer LJ, Stern R.J Invest Dermatol. 1994 Mar; 102(3):385-9.
  6. Nutrition and enhancing youthful-appearing skin. Draelos ZD. Clin Dermatol. 2010 Jul-Aug; 28(4):400-8.
  7. Proksch E, Segger D, Degwert J, Schunck M, Zague V, Oesser S. Oral supplementation of specific collagen peptides has beneficial effects on human skin physiology: a double-blind, placebo-controlled study. Skin Pharmacol Physiol. 2014;27:47–55
  8. Proksch E, Schunck M, Zague V, Segger D, Degwert J, Oesser S. Oral intake of specific bioactive collagen peptides reduces skin wrinkles and increases dermal matrix synthesis. Skin Pharmacol Physiol. 2014;27:113–119
  9. Borumand M, Sibilla S. Daily consumption of the collagen supplement Pure Gold Collagen® reduces visible signs of aging. Clin Interv Aging. 2014;9:1747–1758.
  10. Asserin J, Lati E, Shioya T, Prawitt J. The effect of oral collagen peptide supplementation on skin moisture and the dermal collagen network: evidence from an ex vivo model and randomized, placebo-controlled clinical trials. J Cosmet Dermatol. 2015;14:291–301.
  11. Murad H, Tabibian MP. The effect of an oral supplement containing glucosamine, amino acids, minerals, and antioxidants on cutaneous aging: a preliminary study. J Dermatol Treat. 2001;12:47–51.
  12. Ingestion of hyaluronans (molecular weights 800 k and 300 k) improves dry skin conditions: a randomized, double blind, controlled study. Kawada C, Yoshida T, Yoshida H, Sakamoto W, Odanaka W, Sato T, Yamasaki T, Kanemitsu T, Masuda Y, Urushibata O. J Clin Biochem Nutr. 2015 Jan; 56(1):66-73.
  13. Ingestion of an Oral Hyaluronan Solution Improves Skin Hydration, Wrinkle Reduction, Elasticity, and Skin Roughness: Results of a Clinical Study Imke Göllner, Werner Voss, Ulrike von Hehn, and Susanne Kammerer. J Evid Based Complementary Altern Med. 2017 Oct; 22(4): 816–823.
  14. Hyaluronan in the rat with special reference to the skin. Reed RK, Lilja K, Laurent TC. Acta Physiol Scand. 1988 Nov; 134(3):405-11.
  15. Hyaluronan-mediated protective effect against cell damage caused by enzymatically produced hydroxyl (OH.) radicals is dependent on hyaluronan molecular mass. Presti D, Scott JE. Cell Biochem Funct. 1994 Dec; 12(4):281-8.
  16. Review Are hyaluronan receptors involved in three-dimensional cell migration? Nehls V, Hayen W. Histol Histopathol. 2000 Apr; 15(2):629-36.
  17. Review Skin ageing and its treatment. Baumann L. J Pathol. 2007 Jan; 211(2):241-51.
  18. Oral administration of hyaluronan prevents skin dryness and epidermal thickening in ultraviolet irradiated hairless mice. Kawada C, Kimura M, Masuda Y, Nomura Y. J Photochem Photobiol B. 2015 Dec; 153():215-21.
  19. Dietary Supplementation with Specific Collagen Peptides Has a Body Mass Index-Dependent Beneficial Effect on Cellulite Morphology. Schunck M, Zague V, Oesser S, Proksch E, J Med Food. 2015 Dec; 18(12):1340-8.
  20. Intrinsic aging- and photoaging-dependent level changes of glycosaminoglycans and their correlation with water content in human skin. Oh JH, Kim YK, Jung JY, Shin JE, Kim KH, Cho KH, Eun HC, Chung JH. J Dermatol Sci. 2011 Jun; 62(3):192-201.

Рубрики:

Информируем вас о сборе метаданных (cookie, ip-адрес и местоположение) для корректного функционирования сайта. Если вы согласны с нашими способами использования файлов cookie, просто продолжайте пользоваться сайтом.