ru
az
gb
ar
am
bg
hu
vi
nl
gr
ge
dk
id
es
it
cn
kr
lv
lt
de
no
pl
pt
ro
th
tr
tk
uz
ua
fr
cz
sv
et
jp
10.00-18.00, сб-вс вых.

Физические нагрузки при гормональном сбое

Оглавление

Часто можно услышать вопрос, имеет ли смысл тренироваться при гормональном сбое. По всей видимости, возникает он в связи с уверенностью в том, что циркулирующие в организме гормоны полностью определяют происходящие с нашим телом изменения. Будь то рост мышечной массы или уменьшение запасов жира.

Однако это убеждение ложное, сильно гипертрофированное. Безусловно, гормоны сильнейшие регуляторы метаболических процессов, но мы имеем и другие механизмы, позволяющие адекватно реагировать на создаваемые физической нагрузкой стимулы.

Роль внегормональных механизмов активации ферментных реакций

Любые процессы, происходящие в клетках, тканях или органах происходят исключительно под действием соответствующих ферментов. Чем активнее ферменты, тем выраженнее реакция. Действие гормонов как раз обусловлено активацией ими ферментов. Так вот активная физическая нагрузка может и сама по себе обладать подобным эффектом. К примеру, чтобы глюкоза из крови попала в мышечные клетки, подвергалась в них окислению – превращению в энергию и запасалась в виде гликогена, мышечная клетка должна получить сигнал от гормона инсулина. Он активирует ферменты, обеспечивающие транспорт глюкозы, гликолиз и гликогенез. А для того, чтобы мышечная клетка в большей степени окисляла жир, чем глюкозу, она должна получить сигнал от гормона соматропина.

Так вот, после физической нагрузки, в основном анаэробной направленности (тренировки с отягощениями), все вышеперечисленные реакции активируются независимо от гормональных сигналов. Глюкоза, циркулирующая в кровотоке, утилизируется клетками даже без участия инсулина, как, например, это делают клетки головного мозга, а окисление жиров повышается и без повышения уровня гормона роста.

Примечательно, что первые 3-4 часа после тренировки инсулин, обладающий свойствами ингибировать окисление жиров в клетках, эту функцию реализовать не может. Жиры продолжают окисляться в повышенном количестве, как бы сильно не менялась концентрация инсулина в крови (что происходит в ответ на употребляемые углеводы и белки). Доступ же к жировым запасам, их мобилизация из депо регулируется целой совокупностью гормонов – адреналин, норадреналин, соматропин, кортизол, глюкагон, которые в случае необходимости могут компенсировать недостаточную секрецию друг друга либо избыточную секрецию гормонов с противоположным эффектом, того же самого инсулина. В случае гормональных сбоев в работе эндокринной системы, доступ к жировым запасам никогда не прекращается до тех пор, пока есть дефицит энергии и нагрузка это один из инструментов его создания.

Влияние гормонов при физической нагрузке на мышечную гипертрофию

А адаптация мышц к нагрузке в виде гипертрофии регулируется в большей степени внутриклеточными изменениями, чем внешними стимулами, исходящими от анаболических гормонов. Правда, это справедливо только для тех случаев, когда концентрация анаболических гормонов пределах нормальной физиологии человека. Искусственно завышенные во много раз гормональные уровни уже значительно сильнее влияют на гипертрофию мышечных клеток.

Естественные же, физиологические концентрации практически не отвечают за мышечный рост в ответ на силовые тренировки. Исследования убедительно демонстрируют, что и временные острые изменения уровней гормонов в ответ на нагрузку и длительные хронические, как в большую так и в меньшую сторону, не влияют существенно на адаптационную гипертрофию. Физическая нагрузка инициирует в мышечных клетках активацию сигнальных путей, управляющих ферментами, отвечающими за синтез белка. Помимо этого, прямо внутри клетки в ответ на нагрузку образуются гормоноподобные вещества – механический фактор роста, инсулиноподобный фактор роста.

Их действие на мышечные клетки в отношении метаболизма белков подобно тому, которое оказывает соматропин и инсулин вместе взятые. Снижение распада и повышение синтеза. Интересно, что подобные локальные изменения в ответ на нагрузку сохраняются в мышцах до самой старости. Поэтому при саркопении – возрастной потере мышечной массы и силы, несмотря на естественное для пожилого возраста снижение уровня анаболических гормонов (тестостерон, гормон роста), рекомендуют тренировки с отягощениями. Они успешно ей противостоят. И сила и мышечная масса возрастает. Точно также как физические нагрузки рекомендуют лицам с диабетом. Неадекватная работа инсулина либо его недостаток компенсируются физической нагрузкой, которая, как было сказано выше, способна дублировать гормональные эффекты, а кроме того повышать чувствительность к гормональным сигналам.

Имеют ли смысл физические нагрузки при гормональных нарушениях?

То есть для людей с эндокринными патологиями и отклонениями, нагрузка это даже неотъемлемая часть лечения. Почему же тогда здоровый человек задается вопросом, имеют ли смысл тренировки при гормональном сбое? Имеют, и их эффективность не будет существенно ограничена, поскольку мышцы имеют независимые от гормонов механизмы адаптации и реакции на нагрузку.

Но если сами нагрузки являются причиной гормонального сбоя, то здесь лучше проявить осторожность и пересмотреть свою тренировочную программу, диету и режим отдыха.

Рубрики:

Информируем вас о сборе метаданных (cookie, ip-адрес и местоположение) для корректного функционирования сайта. Если вы согласны с нашими способами использования файлов cookie, просто продолжайте пользоваться сайтом.